Препаратами, способными защитить металл от коррозии, российские ученые - химики занимались всегда. Основным потребителем результата служили промышленность и армия. Помните, как в начале процесса разоружения счастливчики покупали ГАЗ-66, ЗИЛ-131, ГАЗ-69 после тридцатилетней консервации без единого пятна ржавчины. И это с учетом того, что консервацию производили солдаты, чей труд с понятием качества и усердия не ассоциируется вообще.
Как же получилось, что, как только на российский рынок хлынули импортные антикоррозионные препараты, они сразу прочно укрепились на этом рынке и получили признание наших земляков. Все эти "ТЕКТИЛ", "РАСТ СТОП", "ВАКСОЙЛ", "ДИНИТРОЛ", "НУКСИДОЛ", "ФИНИКОР" и пр. Неужели, они действительно настолько превосходят наши отечественные разработки? Объяснений их успеха несколько.
Во-первых, это грамотно организованная реклама. Мы в ту пору этого просто не умели. Максимум до чего доходили отечественные гении (без кавычек), это торговля своим изобретением вразнос, в пределах одного гаражного кооператива.
Во-вторых, давнее недоверие покупателя к отечественному продукту, связанное с тем, что большинство наших граждан сами работают (или работали) на заводах, и знают, что нарушение технологии и низкое качество в порядке вещей.
В-третьих, мастерские по обработке антикоррозионными препаратами импортного производства сами дают и обеспечивают гарантию на обработанные автомобили.
В-четвертых, практические все импортные препараты предусматривают работу высокотехнологичным оборудованием, позволяющим произвести более качественную обработку, тогда как большая часть наших препаратов наносится кистью и равномерно распределяется между кузовом автомобиля и физиономией исполнителя.
Импортные технологии впервые дали нашему автомобилисту узнать, что кроме пресловутых порогов, в автомобиле есть и другие места, которые тоже нужно защитить от коррозии. Основной упор делался на наличие "ингибиторов", т.е. химических присадок, замедляющих или останавливающих процесс окисления металла, а также на высокую проникающую способность (часто завышенную), позволяющую изолировать сохранившийся металл от уже существующей ржавчины. Все это у нас существовало только в научных журналах, лабораториях, где угодно, но только не на авторынке.
Некоторые препараты, типа "РАСТ СТОП" позволяют обходиться лишь поверхностной мойкой. Наши мастики требовали обезжиривания, зачистки проржавевших мест и т.п. Будучи нанесенными на плохо обработанный кузов они могли создать условия для ускоренного развития язв коррозии, незаметных под плотной резинобитумной пленкой.
Теперь суть. В городе Екатеринбурге в 1996 году создалась станция антикоррозионной обработки "Автомобильное Ателье "МИГ". В качестве препарата использовались "РАСТ СТОП" (Канада) и "Тектил" (Голландия). Высокий спрос и грамотно организованная рекламная кампания позволили вывести станцию на одно из первых мест в стране по потреблению препарата и количеству обработанных автомобилей. Очередь на три недели стала нормой.
При этом "Тектил" не прижился, (горюч, вонюч и пр.), а "РАСТ СТОП" шел "на ура". Однако через некоторое время руководство станции стало терзаться сомнениями. Качество препарата периодически вызывало нарекания. Например, не вызывали восторга наличие посторонних примесей в составе "А", слишком тонкая пленка состава "В", низкая стойкость к смыванию водой. К тому же заржавели стальные линейки, которыми измерялся уровень материала в бочках. А ведь станция, согласно рекомендациям фирмы давала бессрочную гарантию. Уверенности в том, что через пару лет не грянет скандал, не было. Кроме того, цена в 9 долларов за литр состава казалось надуманной. Ну, хорошо, дорога, таможня, реклама, зарплата дистрибьюторам. Но какое нам до того дело? Ведь не розовое же масло используется в качестве основы.
В общем, стало ясно, что пора искать альтернативу. Были более дешевые импортные составы, но, во-первых, они все требовали тщательной сушки, что значительно замедляло процесс, а во-вторых, необходимо было поддерживать кучу автомобилей, обработанных ранее "РАСТ СТОП", с которым другие составы несовместимы. Наработанный опыт позволил сотрудникам станции сформулировать требования к антикоррозионному препарату, который требовался в России. Эти требования приведены в предыдущей главе. И стало ясно, что найти готовый препарат не удастся. Так возникла мысль заказать собственную разработку.
Руководство "МИГ" взяло на себя финансирование исследований. Все юридические вопросы и согласования взяла на себя фирма "Экипаж-М". Возглавил исследования профессор, доктор химических наук. Было проведено более сотни экспериментов, изучены десятки методик опубликованных в разное время в разных научных журналах. Не остались без внимания и неаккуратно оброненные фразы из описаний некоторых импортных составов. Были налажены связи со многими химическими гигантами России, отовсюду поступали образцы химикатов. Неудачные (с точки зрения заказчика) варианты отбраковывались, хотя и они были вполне достойны попадания на рынок. Т.е. работа велась "по законам военного времени", не исключая "шпионаж". Однако самые ключевые моменты, такие как создание окончательного варианта ингибитора, способа его получения и композиция основы препарата - полностью заслуга творческого коллектива.
Появление окончательного, серийного варианта препарата совпало по времени с "кризисом 17 августа", что значительно повысило его ценность. Сейчас препарат готов. По результатам сравнительных испытаний на стойкость к электрохимической коррозии, а также в камере соляного тумана препарат значительно опередил импортные составы. При этом он унаследовал и усовершенствовал их лучшие свойства. Формулы составлены в соответствии с коррозиологическими и химмотологическими принципами, разработанными отечественными учеными, и включают в себя ингибиторы коррозии хемосорбционного типа - доноры и акцепторы электронов, быстродействующие водовытесныющие ПАВ и т.п.